Ошибки при заказе сайта

Ошибки при заказе сайта

Я хочу заказать сайт своей компании. С чего начать? На что мне следует обратить внимание? Есть ли типичные ошибки заказчиков в этом деле?

Безусловно, ошибки и упущения есть. Предлагаю обратить внимание на следующие моменты:


Ошибка №1 – Ошибка в самом отношении к проекту.

Многие полагают, что им достаточно лишь заявить о своем желании создать сайт и назначить сроки выполнения работы, а все остальное разработчик сделает сам. Внимание! Разработчик не сделает того, что вы хотите, если вы не сможете ему изложить свои цели четко и ясно со всеми подробностями. Эта ошибка, а именно пускание процесса создания сайта на самотек, влечет за собой последующие бесчисленные правки самого сайта, модулей сайта, его содержимого, а также создают несогласованность и непонимание друг друга, что выливается для разработчика в выполнении двойной работы, а для заказчика в переплату за эту работу.

Ошибка №2 – Отсутствие цели

Вы четко должны понимать, какой сайт вы хотите получить. Цель должна быть намечена, а мысли сформулированы. Желательно заранее подготовить список того, что должно быть на сайте.

На этапе проектирования сайта заказчику необходимо задать себе следующие вопросы:

  • вопросы о цели создания сайта (зачем я создаю сайт?)
  • вопросы о цене (хочу ли я получить качественный сайт и сколько я способен вложить в него средств?)
  • вопрос о типе сайта (какой сайт мне нужен - сайт-визитка, интернет-магазин, информационный сайт, корпоративное представительство или портал?)
  • вопросы о структуре (какие разделы сайта необходимы и как они между собой будут связаны и будут ли вообще?)
  • вопросы о программных модулях (нужна ли мне форма обратной связи? нужен ли мне поиск по сайту? нужна ли мне книга отзывов и т.д.)
  • вопросы технического обеспечения (какой домен у меня будет? Кто и как регулярно будет обслуживать мой сайт?)

И т.д. Чем больше вопросов вы себе зададите, тем лучше подготовитесь к заказу сайта, и тем меньше ошибок в дальнейшем будет совершенно. Что, в свою очередь, поможет вам сэкономить энное количество денег, а разработчику - времени.

Ошибка №3 – Макет - это картинка

Зачастую заказчик сайта не обладает опытом дизайнера и судит о предложенном макете, как о картинке. А потому принимает его исходя из своего вкуса. Макет – это не картинка! Это долгий трудоемкий процесс, требующий моральных усилий, умения и времени. Макет не рисуется, он тщательно продумывается и разрабатывается специально для будущей аудитории посетителей сайта с учетом пожеланий и условий заказчика. Не стоит забывать о том, что сайт разрабатывается для ваших клиентов.

Говоря о макете нельзя забывать о 2-х вещах:

  • дизайнер (профессиональный дизайнер) делает макет, исходя из опыта и профессионализма, а потому предлагает действительно правильный вариант
  • вы в праве потребовать любые изменения в дизайне, но не факт, что это будет правильно с точки зрения сайтостроения и удобства пользователя вашего будущего сайта

И вот Вы получили макет. Вы кидаете на него первый взгляд и понимаете, что он Вам нравится. Учитывая, что вы занятой человек, у вас мало времени на его разглядывание, вы макет принимаете. Проходит какое-то время, и вы понимаете что неплохо бы было тут и там что-то поменять. Вы звоните разработчику и говорите о том, что неплохо было бы "поменять вот тут вот картинку, заменить логотип, а в правый нижний угол добавить ваши новые координаты". Тем самым вы заставляете людей выполнять работу дважды, и они имеют полное право потребовать за это дополнительную сумму денег. Поэтому стоит внимательно подходить к принятию макета, продумывая все детали и учитывая все дополнительные изменения сразу, еще до этапа его дальнейшей разработки.

Ошибка №4 – Копирование чужих проектов

Люди любят гоняться за модой. Обычно, когда заказчики приходят к дизайнеру, они говорят: "хочу такой же сайт, как у…". Это заведомо неверный путь. Повторяя чужой проект, вы повторяете чужие ошибки. Ваш сайт должен быть индивидуален! Создавая свою компанию или предприятие, вряд ли вы стремились кого-то копировать. Другое дело, если вы выбираете сайты, которые вам нравятся, объективно объясняете, почему они вам нравятся. При этом условии будет легко понять, чего вы хотите, но, повторяюсь, сайт должен быть уникальным.

Ошибка №5 – Отсутствие технического задания

Создание сайта должно начинаться с разработки технического задания. Бывает так, что заказчик состоит в дружеских отношениях с исполнителем, но не следует забывать о написании технического задания. Это поможет избежать несогласованности и разногласий, а также избавит от забывчивости заказчика и исполнителя.

Для небольших сайтов и сайтов-визиток можно обойтись информационным брифом и структурной схемой сайта на 1-2 листах, где вкратце будут описаны пожелания заказчика и будущая структура.

Ошибка №6 – Ориентировка на себя

Основной ошибкой заказчиков является то, что они ориентируются только на свой "вкус и цвет", но нельзя забывать о будущих пользователях сайта: у каждого вкус и цвет индивидуален.

Ошибка №7 – Отсутствие планов на будущее

Хороший сайт нуждается в постоянном развитии и обновлении. Чем больше интересных и полезных функций и материала имеет сайт, тем большей популярностью он пользуется среди посетителей. Продумайте дополнительные возможности на вашем сайте, которые могут появиться в будущем.

Ошибка №8 – Халатность отношения к подбору материала

Основная функция сайта – это информативная функция. Сайт должен давать пользователю интересующую его информацию. Наполнение сайта должно быть продумано и отобрано. Чаще же всего материал отбирается в спешке и даже не проверяется теми, кто занимается его составлением. Причиной этому служит выбор безответственного или занятого сотрудника, некорректная формулировка целей руководителем и неверная установка, данная этому сотруднику.

Ошибка №9 – Написание контента людьми, не знающими деталей вашей специализации

Всегда следует помнить, что лучше всего о каком-либо виде деятельности может написать только человек, посвященный в детали и уже сталкивающийся с различными проблемами в этой области. Как правило, это руководители фирм, подразделений или отделов. Но им некогда заниматься написанием контента. Поэтому они поручают эту работу своим сотрудникам. Такой вариант, конечно, возможен, но избежать грубых ошибок реально лишь при четкой организации и планировании действий сотрудника, на которого возложена эта работа.

Ошибка №10 – Грамматические ошибки

Читая материалы, размещенные на различных сайтах, натыкаешься на такое количество грамматических ошибок, что невольно задумываешься, почему так происходит? Важно, чтобы материал проверялся на наличие грамматических ошибок еще до того, как он попадает в руки контент-менеджера. Действительно, в обязанности контент-менеджера входит проверка забиваемого им текста, но представьте, что на каждом сайте как минимум 10 документов по 5 страниц каждый, умножьте это на 3-4 и получите минимальную цифру документов, которые он помещает в день на сайты. Чаще объем работы гораздо больше. Особенно это касается законодательных актов и других нормативных документов. При всем желании, даже самый внимательный и грамотный контент-менеджер может допустить ошибку. Поэтому проверка текстов на этапе их составления просто необходима. Данная работа снизит вероятность наличия ошибок и упростит работу контент-менеджер. Это отнюдь не освобождает его от дополнительной вычитки текста. Однако после окончания работ заказчик снова обязан проверить наличие грамматических ошибок на сайте.

Ошибка №11 – Способы организации общения

Важным моментом в получении желаемого вами результата является то, как происходит общение. Ошибка заказчиков заключается в том, что они не всегда формулируют свои мысли четко и продумывают свои идеи.

Порою просьбы, исходящие со стороны заказчика, вызывают у разработчика недоумение. Бывает, что клиенты не задумываются о здравом смысле своих предложений и об их формулировке.

Единственный способ избежать недоразумений – это четко формулировать свои требования и не забывать, что тип общения по поводу разработки сайта должен быть приближен к официальному, а не напоминать поэтическую прозу и содержать больше эмоций, нежели смысла.

В противном случае, создается впечатление, что человек, сидящий напротив, просто не понимает настоящий смысл и назначение сайта.